К основному контенту

Можно ли воспитать навсегда уверенного человека и как оценить, чего мы на самом деле хотим добиться

Что такое уверенность, как она связана с достижением целей, всегда ли она имеет положительное значение, готовы ли мы встретиться с неудачей, все ли может уверенный человек и как добиться настоящей уверенности в себе? С этими вопросами пытается разобраться психологиня, гештальт-терапевтка Алла Хван.

Интервьюерка: Что такое уверенность?

Алла Хван: Уверенность — это обусловленное состояние. Нельзя сказать — произошло нечто, родители или педагоги преуспели или просто повезло, и человек раз и навсегда стал уверенным. У взрослого человека она опирается, например, на ум — знания об имеющемся положительном опыте дают уверенность. Готовность встретиться с неудачей — это тоже уверенность.

И: Разве не принято считать, что уверенность — нацеленность на успех, идея во что бы то ни стало достичь своей цели?

А: Мне по работе приходилось сталкиваться с несколькими молодыми людьми, лет под тридцать. Они приехали из небольших городов, у всех были разные обстоятельства, но их объединяло одно — семьи вкладывали в них все, чтобы те вышли из сложившегося социального исторического круга на другой, шагнули на гораздо более высокую с точки зрения семей ступень. Все ресурсы уходили на то, чтобы дети сменили жизненную орбиту.

Эти молодые люди приезжали в Москву, жили в ужасных условиях в общежитиях на окраине, работали, чтобы хоть как-то содержать себя, и, главное, учились, реализуя поставленные установки. «Я решила в 14 лет, что буду финансовым аналитиком», — говорила мне, например, одна девушка.

Они окончили с красными дипломами лучшие вузы страны, устроились на хорошие работы, приобрели квартиры и так далее. Было такое линейное, уверенное, поступательное, неостановимое движение. И после, как раз годам к тридцати, они пришли ко мне уже в депрессивном состоянии. Оказывалось, что гиперцели, которую они ставили перед собой и перед ними ставила семья, они достигли, порой подсознательно игнорируя сомнения: «А точно ли это мое, а точно ли я хочу быть юристом, может быть, мне это неинтересно?»

В таком процессе люди игнорируют многие вещи, связанные с чувствительностью человека — усталый ли он, чувствует ли смущение, важно ли ему чужое мнение, кроме мнения людей, облеченных авторитетом и властью. Многое важное остается не очень значимым фоном, главное — есть коридор, по которому я пройду во что бы то ни стало. Гиперзадача решена, а что потом, дальше — человек просто не знает.

И: Получается, с положительной стороной уверенности не все так однозначно?

А: Да. В гештальт-терапии — направлении психотерапии, которым я занимаюсь, базовые понятия — фигура и форма. Сейчас говорим об уверенности скорее как о фигуре. Любая фигура, как растение, вырастает из некой почвы, фона, и он может быть каким угодно.

Фоном могут быть гиперкомпенсаторные потребности родителей или общества. Например, тревога родителей за детей — когда они понимают, что у них нет контроля за будущим детей, что жизнь у нас не очень стабильная. И порой эту неуверенность родители неосознанно перекладывают на плечи детей, требуя от детей уверенности.

«Не будь тряпкой, ну что ты у меня такая клуша», — это все звучит сплошь и рядом. В некотором смысле как раз потому, что мы травмированы нестабильностью, и так звучит наша тревога за будущее детей, — уничижительно по отношению к их личности.

Бывает фон, где главный мотив — конкуренция. Мама смотрит на детской площадке: вот, Вася какой уверенный мальчик, или Маша. Соответственно, если у родителей уверенный в себе ребенок, значит, его родители — более успешны. Осознаем ли мы это, не осознаем, но родители отличников все равно гордятся ими чуть-чуть больше.

По большому счету, многие родители хотят, чтобы их дети были уверены в себе. Иногда, правда, как раз за счет игнорирования тревог и страхов, сомнений в том, его это или не его.

Я иногда наблюдаю, как учат плавать маленького ребенка, особенно молодой и спортивный папа, у которого есть потребность в том, чтобы ЕГО сын ничего не боялся. И происходит некоторое насилие, потому что ребенок сам иначе обошелся бы с водой, со своим любопытством и страхом.

Если мы чего-то хотим от ребенка, все-таки стоит признаться себе, что это наша потребность.

Популярные сообщения из этого блога

Чем заменить самоповреждение (селфхарм)

Помните, что, к сожалению, не все из этого списка подойдет каждому. Поэтому, если вы попробуете что-то и это не сработает, не расстраивайтесь! Помните, что иногда смысл пробовать что-то - доказать, что это не работает. Некоторые из этих вариантов довольно сложные, и при их выборе лучше прибегнуть к помощи психотерапевта или надежного друга. Выздоровление - это не тот процесс, который можно пройти в одиночку, поэтому не бойтесь обращаться за помощью.   Альтернативы для тех, кто испытывает гнев или чувство тревоги:  Разрисовывать фотографии людей в журналах Яростно колоть апельсин Швырнуть яблоко/пару носков в стену Драться подушками со стеной Очень громко кричать Рвать газеты, фотографии или журналы. Ходить в спортзал, танцевать, заниматься спортом Слушать музыку и громко подпевать Нарисуйте картинку с изображением того, что вас злит Побить плюшевого медведя Лопать пузырчатую пленку Лопать воздушные шарики Разбрызгивать краску Писать на листе бумаги, пока вся страница не станет...

5 мифом о гендерно-нейтральном воспитании

Куда ни посмотришь — везде розовые платья и синие рубашки-поло. Отдел «гендерно-нейтральной» одежды — там могли бы находиться, например, зелёные или жёлтые ползунки — в детских магазинах вы вряд ли найдёте. Просто потому что многие родители, благодаря ультразвуковым технологиям, знают пол ребёнка ещё до е_ё рождения. Спрос на гендерно-нейтральную одежду гораздо меньше, чем на гендерно-маркированную, поэтому выпускать её компаниям-производительницам не выгодно. Воспитание ребёнка вне бинарной системы «мальчик — девочка» может казаться, мягко говоря, сложным. Могу я думать, что это платье милое? А что если я одену своего ребёнка в джемпер с футбольный мячом на заднице? Воспитание, основанное на нежелании заставлять ребенка соответствовать ожиданиям, связанным с его биологическим полом (мужественность, сила и агрессия мальчикам и женственность, пассивность и красота — для девочек), называется гендерно-нейтральным воспитанием (сокращённо ГНВ). Но узнать, что входит в ГНВ, а ...