Сидение в соцсетях может быть травматичным. Ирландские исследователи
выяснили, что 25% опрошенных ими пользователей подвержены
«фейсбук-депрессии» из-за зависти другим пользователям или опыта
кибербуллинга. Широко обсуждается и FOMO (fear of missing out) —
навязчивый страх того, что жизнь других людей в фейсбуке гораздо лучше и
интереснее. Но дело не в самих социальных сетях, а в
том, как их используют. Ещё в 2015 году исследователи Университета
Миссури выяснили, что больше всего фрустрации приходится не на долю тех,
кто не может вылезти из чатов на работе, а на любителей «невинного
сталкинга».
Разница между стыдливой онлайн-слежкой и сталкингом, то есть формой насилия, очевидна: агрессивный сталкер звонит с незнакомых номеров, оставляет угрожающие комментарии, изводит родственников объекта слежки или как минимум активно даёт знать о себе после блокировки и просьб оставить в покое. «Бытовой» сталкер выдаст себя разве что случайно поставленным лайком на фотографии трёхгодичной давности, который он уберёт как можно быстрее.
Случайно поставить лайк, отправить заявку в друзья, нечаянно просмотреть сториз с настоящего аккаунта, а не созданного специально для этих целей на пару с другом или подругой, — всё это не столько злой умысел, сколько злоупотребление технологиями. Кажется, что такого рода сталкинг больше вредит самому «детективу», чем жертве.
КИЛОМЕТР ЗА КАЖДОГО БЫВШЕГО
И всё же самый популярный объект для сталкинга — прошлые партнёры. Одно из исследований Pew Research Center 2013 года показало, что 47% миллениалов следят за своими бывшими в социальных сетях — The Atlantic, опубликовавшие разбор исследования, шутливо отметили, что 53% опрошенных просто соврали. В любом случае с появлением соцсетей отгородиться от окружающих стало гораздо сложнее — и всех интересует, как перестать рассматривать твиттер экс-партнёра перед сном.
Стандартные тьюториалы по успешному расставанию предлагают не просто заблокировать конкретного человека, но ещё и удалить из друзей всех его родственников, знакомых и коллег. Если это ожидаемо не помогает, есть и изощрённые способы отвадить себя от вредной привычки: проходить километр за каждый лишний заход на страницу, ставить реалистичные сроки (например, для начала не посещать фейсбук бывшей хотя бы один день), написать список своих положительных качеств и просматривать их каждый раз, когда захочется сорваться или же покупать себе что-то в награду в обмен на хорошее поведение.
О том, насколько может быть тяжело отойти от брейкапа, сегодня понимают и разработчики. Так, в фейсбуке можно отказаться от всех обновлений бывшего партнёра, не удаляя его из друзей. Можно пользоваться и, к примеру, AppDetox и блокировать инстаграм в то время, когда он не нужен по работе, а обычно используется для ночного сеанса сталкинга.
Однако учёные говорят, что не всё так просто. Например, исследование Университета Конкордия показало, что наша эндорфиновая зависимость от человека не прекращается вместе с расставанием: у людей, которым показывали фотографии бывших партнёров, происходил такой же выброс эндорфинов в крови, как и у тех, кому показывали фото нынешних парней и девушек. Так что даже дисциплинированное рассматривание профиля в фейсбуке ведёт к пагубному привыканию.
При этом специалисты призывают не паниковать на первых порах — возможно, желание отпадёт само собой. «Я не сторонница радикального ограждения себя от чего-либо вообще. К тому же есть ситуации, в которых рассматривание чужой страницы может помочь пережить эмоции или события. Но если становится, понятно, что человек зависает на этом, не отпускает бывшего партнёра, а начинает обрастать новыми эмоциями, нужно работать с этой проблемой», — считает психотерапевтка Анна Нечаева. Она предлагает обращать внимание, какие чувства возникают при этом — возможно, какие-то из них можно будет преодолеть, извинившись или высказав партнёру что-то при личной встрече.
Зачастую, однако, дело банально в том, что принять конец отношений бывает тяжело и сталкинг становится способом продолжать прервавшееся общение, не вступая в реальный контакт, говорит Анна Нечаева. Стоить обратить внимание, что люди с большей склонностью к созависимым отношениям увлекаются слежкой за бывшими партнёрами заметно чаще, и, возможно, такой звоночек станет лишним поводом разобраться с поведением в отношениях в принципе.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПРОТИВ ЛЮБВИ
Разумеется, сталкинг может негативно отражаться не только на прошлых отношениях, но и на только-только завязывающихся. Согласно исследованию сервиса знакомств match.com, в котором участвовали более пяти тысяч человек, 48% женщин изучают фейсбук потенциального партнёра перед свиданием. «Думаю, большинство людей смотрят социальные сети перед свиданием из банального желания себя обезопасить. Это абсолютно нормально, особенно если вы познакомились в условном тиндере», — считает Анна Нечаева.
Посмотреть страницу в фейсбуке на предмет общих друзей и постов за последний месяц, чтобы найти общие темы для разговора, — обычное дело, тщательно гуглить и рассматривать страницу «ВКонтакте» двоюродной сестры потенциального партнёра — уже звоночек. Специалисты match.com считают, что слишком много информации может помешать влюбиться. Достаточно представить ситуацию, в которой человек решит поделиться сентиментальными воспоминаниями о подростковой любви, но это не будет иметь значения, потому что вы уже нашли все фотографии с тех времён и даже знаете, что эта первая любовь переехала в Индию и работает в местном IT-стартапе.
«Благодаря технологиям людям легче отсеивать неподходящих кандидатов, таким образом выбор партнёра начинает напоминать поход по магазинам», — считает Николь Эллисон, специалистка по медиаисследованиям Университета Мичигана. Смайлики с обезьянкой с закрытыми глазами, слишком много восклицательных знаков, бесконечные перепосты своих оценок на «Кинопоиске», фотографии еды, ежедневные селфи — поводом сказать «Следующий!» может быть всё что угодно. При этом очевидно, что фотографии из модного книжного в инстаграме не обещают интересной беседы о Гегеле, а снимок пресса в зеркале не значит, что интересы человека ограничены только спортзалом.
Хотя и до интернета отношения редко начинались в чистом поле, и те, кто склонен к идеализации партнёра или, напротив, категоричности, реализует это и без социальных сетей, считает Анна Нечаева: «Мы в принципе склонны создавать готовый образ человека заранее, во многом ориентироваться на первое впечатление. Бывают люди, очень склонные к идеализации — до такой степени, что когда отношения становятся слишком близкими и образ партнёра неизбежно ломается, им становится страшно и невозможно находиться в этих отношениях дальше. Ну а социальные сети только подчёркивают эту индивидуальную склонность».
ЗАЛИПАНИЕ И ИНТИМНОСТЬ
Если с бывшими, нынешними и будущими всё понятно, то иногда сталкинг принимает откровенно нелепые формы. Бывшая одноклассница с ребёнком, блогерка с конвенционально красивым бойфрендом, хамоватый коллега с прошлой работы, сокурсница, которая бросила карьеру инженера и стала флористкой, тысячник с фотографиями на фоне абсурдно дорогих автомобилей — список людей, чей аккаунт «ВКонтакте» можно в сотый раз пересмотреть, сидя за завтраком, легко продолжать бесконечно. Но почему-то страницу одних можно равнодушно пролистнуть, тогда как другая захватывает получше нового сериала Netflix.
Обычно за такой сталкинг принято себя винить, считая его формой прокрастинации. Психологиня и медиаисследовательница Анна Паукова считает, что социальные сети предлагают форму досуга, не представляющую что-то принципиально новое, а профили в инстаграме заменяют жёлтую прессу со сплетнями про знаменитостей — только теперь объект интереса можно выбрать самостоятельно. По её мнению, в умеренном наблюдении за другими за людьми проявляется потребность в новизне или желание переключиться — ровно так же можно смотреть на фотографии, скажем, растений или собак.
Однако Паукова подчёркивает, что стоит задуматься о своём увлечении, если оно начинает мешать обычной жизни или становится одним из главных занятий. «Концентрация на социальных сетях конкретного пользователя может говорить о трудностях в жизни самого человека, о какой-то нехватке. И здесь важно проследить, какие именно аспекты чужой жизни нас интересуют, удовлетворены ли мы в тех сферах, на которые обращаем внимание в инстаграме другого человека — что именно нас цепляет», — считает Анна Нечаева. В общем, стоит задуматься, почему так интересно брезгливо смотреть на профайлы пар в одинаковых свитерах, когда есть проблемы с своих отношениях, и зачем посмеиваться над популярным йогом, когда нервный тик не проходит уже около полугода.
Сталкинг далёких от нас людей может сигнализировать и о потребности в интимности или общении, которых не хватает в реальной жизни. «Можно надеяться почувствовать духовную близость с кем-то через социальные сети и установить общение с этим человеком, просто просматривая его новые фотографии», — считает Анна Паукова. Правда, часто эта близость оказывается иллюзией: колумнистка американского Cosmopolitan описывала, как следила за своей школьной подругой в инстаграме, представляя, как здорово они смогут поладить, но после реальной встречи расфолловила её окончательно — сойтись они так и не смогли.
Разница между стыдливой онлайн-слежкой и сталкингом, то есть формой насилия, очевидна: агрессивный сталкер звонит с незнакомых номеров, оставляет угрожающие комментарии, изводит родственников объекта слежки или как минимум активно даёт знать о себе после блокировки и просьб оставить в покое. «Бытовой» сталкер выдаст себя разве что случайно поставленным лайком на фотографии трёхгодичной давности, который он уберёт как можно быстрее.
Случайно поставить лайк, отправить заявку в друзья, нечаянно просмотреть сториз с настоящего аккаунта, а не созданного специально для этих целей на пару с другом или подругой, — всё это не столько злой умысел, сколько злоупотребление технологиями. Кажется, что такого рода сталкинг больше вредит самому «детективу», чем жертве.
КИЛОМЕТР ЗА КАЖДОГО БЫВШЕГО
И всё же самый популярный объект для сталкинга — прошлые партнёры. Одно из исследований Pew Research Center 2013 года показало, что 47% миллениалов следят за своими бывшими в социальных сетях — The Atlantic, опубликовавшие разбор исследования, шутливо отметили, что 53% опрошенных просто соврали. В любом случае с появлением соцсетей отгородиться от окружающих стало гораздо сложнее — и всех интересует, как перестать рассматривать твиттер экс-партнёра перед сном.
Стандартные тьюториалы по успешному расставанию предлагают не просто заблокировать конкретного человека, но ещё и удалить из друзей всех его родственников, знакомых и коллег. Если это ожидаемо не помогает, есть и изощрённые способы отвадить себя от вредной привычки: проходить километр за каждый лишний заход на страницу, ставить реалистичные сроки (например, для начала не посещать фейсбук бывшей хотя бы один день), написать список своих положительных качеств и просматривать их каждый раз, когда захочется сорваться или же покупать себе что-то в награду в обмен на хорошее поведение.
О том, насколько может быть тяжело отойти от брейкапа, сегодня понимают и разработчики. Так, в фейсбуке можно отказаться от всех обновлений бывшего партнёра, не удаляя его из друзей. Можно пользоваться и, к примеру, AppDetox и блокировать инстаграм в то время, когда он не нужен по работе, а обычно используется для ночного сеанса сталкинга.
Однако учёные говорят, что не всё так просто. Например, исследование Университета Конкордия показало, что наша эндорфиновая зависимость от человека не прекращается вместе с расставанием: у людей, которым показывали фотографии бывших партнёров, происходил такой же выброс эндорфинов в крови, как и у тех, кому показывали фото нынешних парней и девушек. Так что даже дисциплинированное рассматривание профиля в фейсбуке ведёт к пагубному привыканию.
При этом специалисты призывают не паниковать на первых порах — возможно, желание отпадёт само собой. «Я не сторонница радикального ограждения себя от чего-либо вообще. К тому же есть ситуации, в которых рассматривание чужой страницы может помочь пережить эмоции или события. Но если становится, понятно, что человек зависает на этом, не отпускает бывшего партнёра, а начинает обрастать новыми эмоциями, нужно работать с этой проблемой», — считает психотерапевтка Анна Нечаева. Она предлагает обращать внимание, какие чувства возникают при этом — возможно, какие-то из них можно будет преодолеть, извинившись или высказав партнёру что-то при личной встрече.
Зачастую, однако, дело банально в том, что принять конец отношений бывает тяжело и сталкинг становится способом продолжать прервавшееся общение, не вступая в реальный контакт, говорит Анна Нечаева. Стоить обратить внимание, что люди с большей склонностью к созависимым отношениям увлекаются слежкой за бывшими партнёрами заметно чаще, и, возможно, такой звоночек станет лишним поводом разобраться с поведением в отношениях в принципе.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПРОТИВ ЛЮБВИ
Разумеется, сталкинг может негативно отражаться не только на прошлых отношениях, но и на только-только завязывающихся. Согласно исследованию сервиса знакомств match.com, в котором участвовали более пяти тысяч человек, 48% женщин изучают фейсбук потенциального партнёра перед свиданием. «Думаю, большинство людей смотрят социальные сети перед свиданием из банального желания себя обезопасить. Это абсолютно нормально, особенно если вы познакомились в условном тиндере», — считает Анна Нечаева.
Посмотреть страницу в фейсбуке на предмет общих друзей и постов за последний месяц, чтобы найти общие темы для разговора, — обычное дело, тщательно гуглить и рассматривать страницу «ВКонтакте» двоюродной сестры потенциального партнёра — уже звоночек. Специалисты match.com считают, что слишком много информации может помешать влюбиться. Достаточно представить ситуацию, в которой человек решит поделиться сентиментальными воспоминаниями о подростковой любви, но это не будет иметь значения, потому что вы уже нашли все фотографии с тех времён и даже знаете, что эта первая любовь переехала в Индию и работает в местном IT-стартапе.
«Благодаря технологиям людям легче отсеивать неподходящих кандидатов, таким образом выбор партнёра начинает напоминать поход по магазинам», — считает Николь Эллисон, специалистка по медиаисследованиям Университета Мичигана. Смайлики с обезьянкой с закрытыми глазами, слишком много восклицательных знаков, бесконечные перепосты своих оценок на «Кинопоиске», фотографии еды, ежедневные селфи — поводом сказать «Следующий!» может быть всё что угодно. При этом очевидно, что фотографии из модного книжного в инстаграме не обещают интересной беседы о Гегеле, а снимок пресса в зеркале не значит, что интересы человека ограничены только спортзалом.
Хотя и до интернета отношения редко начинались в чистом поле, и те, кто склонен к идеализации партнёра или, напротив, категоричности, реализует это и без социальных сетей, считает Анна Нечаева: «Мы в принципе склонны создавать готовый образ человека заранее, во многом ориентироваться на первое впечатление. Бывают люди, очень склонные к идеализации — до такой степени, что когда отношения становятся слишком близкими и образ партнёра неизбежно ломается, им становится страшно и невозможно находиться в этих отношениях дальше. Ну а социальные сети только подчёркивают эту индивидуальную склонность».
ЗАЛИПАНИЕ И ИНТИМНОСТЬ
Если с бывшими, нынешними и будущими всё понятно, то иногда сталкинг принимает откровенно нелепые формы. Бывшая одноклассница с ребёнком, блогерка с конвенционально красивым бойфрендом, хамоватый коллега с прошлой работы, сокурсница, которая бросила карьеру инженера и стала флористкой, тысячник с фотографиями на фоне абсурдно дорогих автомобилей — список людей, чей аккаунт «ВКонтакте» можно в сотый раз пересмотреть, сидя за завтраком, легко продолжать бесконечно. Но почему-то страницу одних можно равнодушно пролистнуть, тогда как другая захватывает получше нового сериала Netflix.
Обычно за такой сталкинг принято себя винить, считая его формой прокрастинации. Психологиня и медиаисследовательница Анна Паукова считает, что социальные сети предлагают форму досуга, не представляющую что-то принципиально новое, а профили в инстаграме заменяют жёлтую прессу со сплетнями про знаменитостей — только теперь объект интереса можно выбрать самостоятельно. По её мнению, в умеренном наблюдении за другими за людьми проявляется потребность в новизне или желание переключиться — ровно так же можно смотреть на фотографии, скажем, растений или собак.
Однако Паукова подчёркивает, что стоит задуматься о своём увлечении, если оно начинает мешать обычной жизни или становится одним из главных занятий. «Концентрация на социальных сетях конкретного пользователя может говорить о трудностях в жизни самого человека, о какой-то нехватке. И здесь важно проследить, какие именно аспекты чужой жизни нас интересуют, удовлетворены ли мы в тех сферах, на которые обращаем внимание в инстаграме другого человека — что именно нас цепляет», — считает Анна Нечаева. В общем, стоит задуматься, почему так интересно брезгливо смотреть на профайлы пар в одинаковых свитерах, когда есть проблемы с своих отношениях, и зачем посмеиваться над популярным йогом, когда нервный тик не проходит уже около полугода.
Сталкинг далёких от нас людей может сигнализировать и о потребности в интимности или общении, которых не хватает в реальной жизни. «Можно надеяться почувствовать духовную близость с кем-то через социальные сети и установить общение с этим человеком, просто просматривая его новые фотографии», — считает Анна Паукова. Правда, часто эта близость оказывается иллюзией: колумнистка американского Cosmopolitan описывала, как следила за своей школьной подругой в инстаграме, представляя, как здорово они смогут поладить, но после реальной встречи расфолловила её окончательно — сойтись они так и не смогли.