К основному контенту

Что такое слияние?


Механизмы психологической защиты увидеть иногда совсем непросто. Но умение увидеть – очень важно для диагностики и понимания вектора движения в психотерапии.

Любая психологическая защита первоначально служит вполне здоровым способом приспособления к окружающей среде, и только становясь привычным, стереотипным способом, она превращается в дисфункциональную невротическую реакцию.

Фокусом внимания психотерапевта являются особенности поведения, которые мешают человеку осознавать свою потребность или её реализовывать. Психологические защиты в своем негативном аспекте обрывают цикл контакта или же нарушают его, деформируя, лишая энергии, спонтанности, завершенности, то есть препятствуют творческому приспособлению человека к окружающей его среде. В итоге человек словно застревает в порочном круге его неинтегрированного травмирующего прошлого опыта, тратит свою энергию и силы на внутреннюю борьбу вместо активных действий в реальности, иногда психологические защиты препятствуют присвоить себе достижения, признать свои заслуги и свои успехи. У каждого из нас существует довольно много привычных нам способов, как не быть счастливыми.

Итак, наблюдение психологических защит в процессе психотерапии прямо выводит нас в центр неосознаваемого конфликта потребностей человека. Так вот сила сопротивления человека зачастую обслуживает ту группу потребностей человека, которую он, как раз, не осознает. Зачастую эти потребности относятся к сохранению себя, чего-то в себе, своей привычной картины мира или привычных отношений. Так как часть потребностей человеком не осознается – на лицо неосознаваемый конфликт, в котором Эго функция не может сделать нормальный выбор между этими потребностями. Можно говорить об её утрате в таком конфликте.

КОНФЛЮЭНЦИЯ (СЛИЯНИЕ)

Слияние – это защитный механизм, фиксированный у людей, не переносящих различий, помогающий избежать неприятных переживаний, связанных со встречей нового или чуждого. Этот механизм является ведущим на стадии преконтакта и заключается в стирании границы между Я и не-Я, фигурой и фоном.

Слияние – уменьшение интенсивности функции Self. В норме это состояние присутствует в интимных и любовных отношениях, в командной работе, в процессе творчества у создателя и его творения.

Истоки механизма конфлюэнции находятся в пренатальном (до рождения) и новорожденном периодах развития ребенка, находящегося в тесной симбиотической связи с матерью. Это обусловлено абсолютной зависимостью ребенка от матери или заменяющего ее значимого взрослого.

Малышу нужно питаться, чувствовать тактильную и эмоциональную материнскую поддержку, а для этого мать должна хорошо чувствовать и удовлетворять его потребности, симбиотически организуя личность младенца.

Новорожденные дети не различают себя и других, не могут отличить внутреннее от внешнего. Однако, если в процессе развития не происходит смены слияния на интроекцию, то оно становится невротическим механизмом. На стадии развития «автономия – нерешительность – стыд» ребенок начинает отделяться от матери, видеть разницу между Я и не-Я.

Религиозный экстаз или отождествление себя с какой-то группой во время ритуала или какого-то коллективного мероприятия может возбудить сильнейшее слияние отдельного человека с группой, к которой он считает принадлежащим себя. И это чувство ощущения себя в максимальной степени собой при интенсивном отождествлении с группой, когда границы исчезают и возникает экстатическое чувство, вызванное сильнейшим воздействием на него временного растворения и ощущения себя безграничным. Если такое чувство становится хроническим, человек может психологически заболеть от потери чувства себя.

Патологическое слияние делает контакт невозможным, потому что конфлюэнтный человек не знает различий между людьми, границы между собой и другими, не может отделиться от других и даже не способен на контакт с самим собой. Конфлюэнтные люди верят, что знают мысли других людей, думают, что могут переживать чужие чувства и опыт как свои. Им свойственно сглаживать различия в межличностных контактах, при этом зачастую стирать черты своей индивидуальности, полностью приспосабливаясь к другим людям. В общении такие люди, кажется, слишком быстро понимают, о чём идёт речь, порой просто заканчивая предложения за собеседника, стараются не касаться неприятных тем. В своих словах им сложно выделить главное.

Что так явно может бросаться в глаза терапевту в психотерапевтическом контакте с конфлюэнтным клиентом:

— хроническое использование клиентом местоимения «мы» вместо «я» (как своеобразное бегство от ответственности и необходимости принимать собственные решения);

— попытки прийти к негласному соглашению с терапевтом, например: «конечно, Вы как женщина, поймете меня…», или «как всякий разумный человек, я и Вы, конечно же…»;

— упоминания о каких-либо группах, семье, партии, стране в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

— попытка на сеансе решать заочно чьи-то проблемы вместо людей, о которых идет речь, например, «моя дочь никак не может выйти замуж или найти работу… в связи с чем, я хотела бы…»;

— трудности с осознанием конфликтов и проявлением агрессии внутри близких отношений;

— попытки затянуть сеанс, трудности с расставанием.

Человек, находящийся в патологическом слиянии, связывает свои потребности, эмоции действия в один тугой узел, он уже не осознает, чего бы хотел, как этого добиться и как он сам себе не дает это осуществить. Патологическое слияние лежит в основе многих психосоматических заболеваний. Например, смешение плача и дыхания может привести к астме, если продолжается довольно долго.

В социальном плане примером последствий патологического слияния можно рассматривать отвержение родителями собственного ребенка из-за отличий хоть в каком-нибудь отношении: «Я не буду любить такого отвратительного ребенка!»

Одной из проблем слияния является ненадежность отношений. Никогда два человека не могут все воспринимать и чувствовать одинаково, даже думать одинаково. Слияние – это своеобразное бессознательное соглашение скованных одной цепью партнеров никогда не спорить, никогда не конфликтовать. Если один из участников договора нарушит установившиеся правила – второй будет недоумевать, если один будет негодовать – второй будет испытывать чувство вины.

«Противоядием» против слияния может быть дифференциация и проговаривание. Человек должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми. Поэтому так важны вопросы терапевта, помогающие клиенту сфокусироваться на самом себе во время терапевтического сеанса «Что Вы сейчас чувствуете?» или «Чего бы Вы хотели сейчас?».

Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится осознание собственных потребностей и желаний. Проговаривая свои потребности человек начинает осознавать, чего же он хочет на самом деле, и находит способы достичь желаемого. Осознание собственных целей является началом пути к обретению личной свободы в решении проблемных ситуаций. Важно отметить, что в процессе своего развития человек может пренебречь различиями ради важной цели. Но такой шаг отличается от слияния, как прерывания контакта, поскольку он сделан по собственному осознанному выбору конкретного человека, берущего на себя ответственность за него.

Популярные сообщения из этого блога

Чем заменить самоповреждение (селфхарм)

Помните, что, к сожалению, не все из этого списка подойдет каждому. Поэтому, если вы попробуете что-то и это не сработает, не расстраивайтесь! Помните, что иногда смысл пробовать что-то - доказать, что это не работает. Некоторые из этих вариантов довольно сложные, и при их выборе лучше прибегнуть к помощи психотерапевта или надежного друга. Выздоровление - это не тот процесс, который можно пройти в одиночку, поэтому не бойтесь обращаться за помощью.   Альтернативы для тех, кто испытывает гнев или чувство тревоги:  Разрисовывать фотографии людей в журналах Яростно колоть апельсин Швырнуть яблоко/пару носков в стену Драться подушками со стеной Очень громко кричать Рвать газеты, фотографии или журналы. Ходить в спортзал, танцевать, заниматься спортом Слушать музыку и громко подпевать Нарисуйте картинку с изображением того, что вас злит Побить плюшевого медведя Лопать пузырчатую пленку Лопать воздушные шарики Разбрызгивать краску Писать на листе бумаги, пока вся страница не станет...

5 мифом о гендерно-нейтральном воспитании

Куда ни посмотришь — везде розовые платья и синие рубашки-поло. Отдел «гендерно-нейтральной» одежды — там могли бы находиться, например, зелёные или жёлтые ползунки — в детских магазинах вы вряд ли найдёте. Просто потому что многие родители, благодаря ультразвуковым технологиям, знают пол ребёнка ещё до е_ё рождения. Спрос на гендерно-нейтральную одежду гораздо меньше, чем на гендерно-маркированную, поэтому выпускать её компаниям-производительницам не выгодно. Воспитание ребёнка вне бинарной системы «мальчик — девочка» может казаться, мягко говоря, сложным. Могу я думать, что это платье милое? А что если я одену своего ребёнка в джемпер с футбольный мячом на заднице? Воспитание, основанное на нежелании заставлять ребенка соответствовать ожиданиям, связанным с его биологическим полом (мужественность, сила и агрессия мальчикам и женственность, пассивность и красота — для девочек), называется гендерно-нейтральным воспитанием (сокращённо ГНВ). Но узнать, что входит в ГНВ, а ...