Дискалькулия — специфическое нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется. Данный термин является очень специфическим и , к сожалению, малоизвестным в сфере обучения.
СИМПТОМЫ ДИСКАЛЬКУЛИИ:
1. Трудности определения и сравнения количества предметов;2. Трудности в различении понятий «больше» — «меньше» без конкретного пересчета;
3. Сложность в названии последовательности числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
4. Трудности в запоминании состава числа, в понимании смысловой значимости арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
5. Сложности с запоминанием таблиц сложения и умножения, отсутствие понимания математических терминов, проблема с решением простейших задач без наглядного предметного ряда;
6. Наличие ошибок в написании и назывании чисел.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:
1. Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.2. Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в способностях ребенка, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.
3. Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и нзапоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.
4. Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Графическая — характеризуется нарушением «кодировки». Возникают трудности при записи названного числа, ошибки при определении графемы, относящейся к произнесенному числу или названному математическому термину. Неспособность графически обозначить геометрическую фигуру, записанную в задаче или произнесенную вслух в словесной формулировке.2. Вербальная — характеризуется трудностями в назывании чисел, символов, количества, прочтении формул и математических операций.
3. Практогностическая — неспособность абстрактно сосчитать предметы, распределить их в зависимости от количества, формы или иного признака по заданному порядку.
4. Лексическая — непонимание арифметических функций, неспособность решить математические примеры или уравнения в результате неосознанности операций с символами, нарушений пространственно-визуальных процессов.
5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.
КОРРЕКЦИЯ
Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению.
На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.
При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков.
Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.
Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.